В данной статье обобщается опыт наших и заокеанских исследований. Возможно, данная информация поможет создать хороший сайт и избежать типичных ошибок. А чтобы ваш ресурс стал лучшим из лучших, отдельно дается обзор ресурсов о веб-дизайне, веб-программировании, каталогов с графикой, информерами и другими полезными мелочами.
С чего начинается ресурс
Без сомнения, хороший сайт начинается с идеи и структуры. Как в экономике существует три главных вопроса: что, как и для кого производить, так и до создания собственного ресурса необходимо определить, о чем он будет рассказывать, для кого и каким образом. Последний вопрос касается структуры разделов. Пользователь, попав на первую страницу, должен четко представить, где и что ему искать. Поэтому необходимо упрощать структуру насколько это возможно. Чем проще - тем лучше и для вас, и для вашего посетителя. Избежать типичных ошибок в этой области можно, заранее набросав на листке бумаги схему будущего сайта с кратким описанием содержимого каждой страницы. Стандартные разделы - начальная страница, информация о компании, контактная информация, карта сайта. Наиболее продвинутые проекты оформляют отдельный раздел с правовой информацией, где освещают вопросы правового использования информации, размещенной на ресурсе.
Как книга начинается с обложки, так и сайт - с домашней (начальной) страницы. Но если заголовок произведения и автор еще могут привлечь покупателя в книжной лавке, то подобная "полупустая" начальная страница, размещенная в Интернете, - нет. Необходимо чем-то привлечь посетителя и подтолкнуть его к знакомству с другими разделами. Выделяются три основных направления организации начальной страницы.
В первом случае основное внимание уделяется дизайну и использованию современных технологий. Такая страница похожа на яркую обложку глянцевого журнала и привлекает внимание, если, конечно, в настройках браузера не отключено отображение графики. Большинство дизайнерских студий воспринимают домашнюю страницу исключительно как потенциальное произведение искусства и в основном занимаются ее внешним видом. Однако необходимо помнить, что главное на сайте все же информация и ее организация. Посетитель вряд ли будет часами наслаждаться дизайном, он все-таки захочет посмотреть другие разделы.
Kauzarov.ru - сайты всем под ключ! Второе направление условно можно назвать "указателем на дорожной развилке". В этом случае главную роль играет направление пользователя в нужный ему раздел. Страница перегружена всевозможными указателями и гиперссылками. Иногда на начальной странице можно встретить анонсы интересных материалов, последние новости и поступления. Все это может привлечь пользователя, если информация обновляется не реже одного раза в неделю, а лучше чаще.
В третьем случае домашняя страничка напоминает рекламный буклет - яркий, с множеством предложений типа "здесь и сейчас". Стратегия ясна, но при большом объеме рекламы ресурс может стать слишком навязчивым, агрессивным, что снизит его популярность. Не многим нравится платить за "рекламный" трафик.
Отдельный вопрос - наличие маршрутной страницы. Так называется страница, которая отображается перед посетителем веб-узла прежде, чем он попадет на реальную домашнюю страницу. Обычное назначение маршрутной страницы состоит в перенаправлении посетителей на один из нескольких сайтов компании. Иногда на маршрутной странице предлагается выбрать язык и страну проживания. Так система определяет, сайт какого регионального отделения загружать. Следует отличать маршрутные страницы от страниц-заставок. Последние не несут никакой полезной информации, часто на них просто отображается красивая заставка, выполненная по технологии flash, или название компании. Такая страница не посредник, а препятствие между посетителем и сайтом. По сути это преграда, которую не каждый решится обойти. Тем более, что есть множество других сайтов без заставок. По статистике только 6% узлов используют страницы-заставки. При любой возможности от них рекомендуют избавиться.
Другой немаловажный вопрос - скорость загрузки начальной страницы. В Интернете много сайтов, документы которых весят сотни килобайт и даже мегабайт. Трудно представить, что, обладая даже выделенной линией, человек решится их посетить или долго задержаться на сайте. Но в другом случае, стремясь к минимизации размера страницы, разработчики получают скромный дизайн при тусклой графике. Где находится золотая середина? Согласно исследованиям американских ученых Якоба Нильсена и Мари Тахир, оптимальный размер страницы - 50 Кб. Даже в случае плохой связи такой документ будет грузиться 10-15 секунд. В случае выделенного канала страница появится почти мгновенно.
Оформление сайта
При оформлении всего ресурса ключевую роль играет создание начальной страницы. Именно этот документ пользователь увидит первым и именно здесь он, скорее всего, решит, заслуживает сайт его внимания или нет. Принципиальный вопрос при создании начальной страницы - разрешение экрана посетителя. У всех оно разное, хотя принято считать, что наиболее распространенное 1024х768 пикселей. Именно к такому разрешению оптимизируют свои страницы большинство веб-дизайнеров. Эта так называемая "жесткая" структура. "Гибкая" структура означает, что специальная программа перед загрузкой страницы определит разрешение экрана посетителя и в соответствии с этим "спрячет" или "добавит" отображения части элементов. Определить разрешение экрана позволяет, к примеру, язык Java Script. Правда, процесс создания "гибкой" структуры очень трудоемкий и поэтому редко используется. В любом случае рекомендуют оптимизировать начальную страницу к разрешению 1024х768 пикселей. Это значит, что при данном разрешении ваша страница отображается полностью, без вертикальных полос прокруток. Горизонтальных полос прокрутки внизу экрана лучше избегать при любом разрешении. Тем не менее, они встречаются в Интернете, хотя и крайне редко.
Логотип компании и слоган размещают на начальной странице в верхнем левом углу. По размеру они должны быть достаточно маленькими, чтобы не отвлекать посетителя, и достаточно большими, чтобы быть замеченными. Американские специалисты советуют разрабатывать слоган для каждого сайта. Эта яркая короткая фраза должна выражать суть ресурса и его преимущества по сравнению с конкурентами и аналогами. Слоган должен располагаться в заголовке домашней страницы и повторяться рядом с логотипом на основной странице. В роли слогана сайта может выступить и рекламный девиз компании.
Большое значение имеет одинаковое стилевое оформление страниц. Такие элементы, как заголовок, логотип, навигация, а также цветовая гамма должны дублироваться на всех страницах с незначительными изменениями. Важно использовать одни и те же шрифты, начертание и размер для основного текста, гиперссылок и выделения основной информации. Лучшее средство решения проблемы - использование каскадных таблиц стилей CSS. Они позволяют в пределах одного ресурса стандартизировать оформление основных элементов: шрифта, таблиц, форм и много другого. По желанию можно создать отдельный css-файл с описанием стилей и подключать его к каждой странице. Внеся изменение только в один файл, вы сможете изменить отображение элемента сразу на всех страницах.
Тип и размер шрифта играют важную роль при чтении текста. Шрифт бывает с засечками (маленькие черточки на концах символа) и без таковых. Буквы с засечками смотрятся лучше, их легче читать, так как глаз "цепляется" за границы символов. Однако на устаревших типах мониторов засечки могут плохо отображаться, поэтому рекомендуется использовать шрифт без засечек, к примеру, Verdana или Arial. При достаточно крупном размере букв лучше использовать буквы с засечками, к примеру, Times New Roman. Рекомендуемый размер шрифта - 12 пунктов. Этот параметр задается в css-файле. Мелкий шрифт в восемь пунктов используют для размещения менее важной информации. Заголовки на сайте лучше делать крупнее основного текста или выделять жирным шрифтом. Иногда рекомендуют не использовать фиксированный размер основного шрифта, чтобы пользователь мог изменять его в большую или меньшую сторону в настройках браузера (меню Вид - Размер шрифта). Особенно щепетильны в этом вопросе американцы. Сторонники данного подхода в css-файле указывают размер заголовков и менее важного текста относительно основного шрифта.
Стандартная цветовая гамма для сайта - черный цвет на белом фоне, синие ссылки и красный цвет для выделения важной информации и последних изменений. По статистике, этим параметрам отвечают 72% ресурсов. В любом случае гиперссылки должны отличаться от текста либо цветом, либо подчеркиванием. Последний вариант предпочтительнее. Они должны быть понятными и ясными, чтобы пользователь не раздумывал, что скрывается за многообещающим "далее" или "щелкни здесь". Просмотренные ссылки должны быть другого цвета, нежели новые. И они не должны вести на самих себя. К примеру, ссылка "в начало" на домашней странице должна быть неактивной. Иначе особо любопытный пользователь начнет нажимать "в начало" десятки раз, не понимая, что и без этого находится на начальной странице.
открытки своими руками видео
Современное требование - наличие поиска на сайте. Домашняя страница должна содержать непосредственное поле для ввода поисковых запросов, а не ссылку на страницу поиска. Поле ввода запроса лучше размещать вверху страницы. Рекомендуемая длина для него - 25-30 символов. По умолчанию поиск должен охватывать весь Web-узел и не включать в себя другие ресурсы Интернета.
Графика и анимация - один из больных вопросов. Рекомендуется использовать только необходимые картинки, которые несут смысловую нагрузку, и избегать бессмысленной красочности. Из-за этого многие красивые сайты весят сотни мегабайт, при том, что реально полезной информации на них - килобайт-другой. Как сказал мне знакомый бизнесмен, качающий много прайс-листов оптовых компаний: "Мне нужны цены, а как выглядят сок и шоколад, я и без них знаю". Совсем без графики ресурс тоже выглядит тускло и просто, поэтому в данном вопросе необходимо искать компромисс. По мнению специалистов, рисунки должны занимать от 5 до 15% площади страницы. Если они превышают лимит, значит, графики на сайте слишком много или его специфика требует много визуальной информации (ресурс музея или картинной галереи). Все рисунки и фотографии лучше подписывать, используя параметр alt в теге img. Это даст шанс разобраться в ресурсе тем, кто отключает отображение графики в настройках браузера. И обязательно тестируйте сайт в режиме без графики: многие сайты, лишенные графической информации, выглядят непривлекательно и запутанно.
Это может быть интересным:
узнать точное время а также многое другое
|